28 февраля в Институте развития образования Республики Башкортостан (ГАУ ДПО ИРО РБ) под руководством доктора педагогических наук, профессора Гаязова А.С. состоялся круглый стол, посвященный социально значимой теме: «Особенности формирования семейных ценностей у подрастающего поколения в реалиях современного общества». Круглый стол был посвящен «Году семьи», объявленному Президентом Российской Федерации Путиным В.В.

Круглый стол был подготовлен кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения института. Инициатором его проведения выступил профессор Бикмеев М.А.

В повестку дня круглого стола были включены вопросы:

1. О сохранении традиционных ценностей как нравственных ориентиров в формировании мировоззрения у подрастающего поколения.

2. Рассмотрение сущности социально приемлемых семейных идеалов, психологических механизмов, форм и методов педагогической деятельности по формированию семейных ценностей в образовательных организациях.

3. Обсуждение содержания различных подходов к сущности семьи как традиционной российской ценности.

В ходе их обсуждения выступили:

доктора наук, профессоры Гаязов А.С., Бикмеев М.А., Маджуга А.Г. преподаватель ГАПОУ УКСИВТ Гареева С.Т., Митрофорный протоиерей Вячеслав Архангельский, учредитель регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» Башкирии Ахметова Н.В., председатель Союза мусульманок Республики Башкортостан, завуч Мечети «Ихлас» Халикова Р.И. и преподаватель ОБЖ высшей категории ГАПОУ УКСИВТ, ветеран Вооруженных сил, майор запаса Баймуллин Т.А.

По итогам Круглого стола были приняты Рекомендации образовательным организациям республики.

РЕКОМЕНДАЦИИ

участников круглого стола, проведенного 28 февраля 2024 года представителями Института развития образования Республики Башкортостан (ГАУ ДПО ИРО РБ), Уфимского колледжа статистики и вычислительной техники (ГАПОУ УКСИВТ) и Духовно-нравственного совета традиционных религий Башкирии по теме: «Особенности формирования семейных ценностей у подрастающего поколения в реалиях современного общества»

1. Участники круглого стола, всесторонне обсудив актуальную и социально значимую проблему формирования семейных ценностей в современном обществе, отметили важность объявления Президентом Российской Федерации 2024 года – годом семьи. По мнению участников круглого стола, проблема формирования семейных ценностей непосредственно касается образовательных организаций всех уровней и прежде всего педагогов, занимающихся обучением, воспитанием и социализацией подрастающего поколения.

2. Участники круглого стола в своих выступлениях подчеркнули необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон в области формирования семейных ценностей, как условия дальнейшего развития и процветания Российской локальной цивилизации. Семья, как важнейший институт государства и как хранитель духовных ценностей, всегда была и остается основой динамичного развития общества.

3. Круглый стол показал наличие тревоги и беспокойства в Российском обществе в связи с навязыванием западом всему миру грязных идей и стремлений в виде ЛГБТ, нетрадиционных межличностных отношений, распущенности и вседозволенности, нарушающих общепринятые моральные, этические нормы и правила, которые не нарушают даже животные. В связи с этим участники круглого стола считают необходимым в образовательных организациях всех видов и уровней проводить работу, направленную на укрепление семейных отношений, семейных традиций и обычаев как норм поведения людей. Такая целенаправленная работа, безусловно, будет способствовать укреплению связей между поколениями, сближению всех родных и близких, укреплению дружбы. Чем больше дружных, сплоченных и крепких семей, созданных и живущих в высоконравственной атмосфере согласия, тем сильнее Россия как локальная цивилизация.

4. Участники круглого стола считают целесообразным в образовательных организациях рассмотреть на специальных и расширенных педагогических советах проблемы, связанные с формированием психологических механизмов, форм и методов педагогической деятельности по формированию нравственных и мировоззренческих ориентиров у обучающихся по сохранению семейных ценностей.

5. Для формирования социально приемлемых семейных идеалов у подрастающего поколения важно в образовательных организациях осуществлять проектно-исследовательскую деятельность самими педагогами и учащимися. Углубленные знания истории семьи, семейных традиций, своей родословной поможет учащимся в выборе своего жизненного маршрута, будущей профессии и формировании мировоззренческих ориентиров. В ходе исследовательской работы у учащихся возникает возможность найти своего кумира, проникнуться чувством уважения к старшему поколению. Такая работа расширит и углубит у них мышление и будет способствовать повышению качества образовательного процесса в целом.

6. Участники круглого стола считают, что педагогические коллективы должны уделять особое внимание семьям участников боевых действий. Особенно важна педагогическая поддержка детей погибших или получивших ранения участников специальной военной операции. В этой работе целесообразно тесно взаимодействовать с общественными организациями, ветеранским движением.

7. В повседневной и целенаправленной педагогической деятельности в образовательных организациях важно учитывать рекомендации православной и исламской культур по формированию семейных ценностей среди учащихся. Эти рекомендации особенно важны в процессе образовательной деятельности по предметам Обществознание, ОРКСЭ и ОДНКНР.

8. Нет сомнений в том, что защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в современных условиях становится стратегической проблемой. О необходимости сохранении традиционных ценностей и соблюдения в педагогической практике этого основополагающего принципа идет речь в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В связи с этим участники круглого стола считают, что данный документ как источник и основа для организации исследовательской работы и для повседневной педагогической практики должен быть внимательно изучен и он должен находиться в портфолио любого педагогического работника.